Россияне чаще жалуются на банки, чем на МФО
3 августа 2016В этой статье рассмотрим вопрос, каковы же причины недовольства заемщиков кредитными организациями и МФО. И посоветуем, как избежать проблем с кредитами.
Согласно данным, опубликованным Роспотребнадзором за прошлый год, количество жалоб на услуги кредитования составило около 11% от числа всех обращений. При этом на первом месте по количеству жалоб оказались банковский структуры, кредитные организации и МФО замыкают список. По информации того же госоргана, услугами банков оказались недовольны 69% клиентов, услугами МФО — 5%.
Суть обращений
По сравнению с отчетами за прошлые годы количество потребителей, недовольных услугами как банков, так и МФО, выросло. Эксперты считают, что такая ситуация связана с общим ухудшением состояния экономики.
Поскольку потребительские кредиты обычно берут лица с невысоким доходом, такие люди часто рассматривают обращение в Роспотребнадзор как возможность получить рассрочку по выплате кредита или избавиться от долга совсем. Это подтверждает и характер обращений в госслужбу. Если раньше большинство жалоб были связаны с несанкционированными списаниями, то сейчас на первое место вышло желание потребителей реструктуризировать долги.
Как избежать проблем с кредитами
Финансовые эксперты рекомендуют потребителям более серьезно относиться к получению кредитов, поскольку во многих случаях при обращении в госорганы клиенты банков получают отказ в реструктуризации. Это происходит потому, что договор с компанией был заключен на законных основаниях и с юридической точки зрения свою часть обязательств не выполняет только клиент. Для того чтобы избежать подобных неприятностей, потребителям следует:
внимательно выбирать банк или МФО для подачи заявки — не стоит обращаться в банки с плохой репутацией или микрокредитные организации, работающие совсем недавно и еще не зарекомендовавшие себя на рынке. Количество рисков при выборе такого кредитора значительно увеличивается;
читать договор с кредитной организацией от начала до конца — по данным опросов граждан, около 57% лиц, которые когда-либо пользовались кредитами, ни разу полностью не читали свой договор с кредитором. Эта ошибка во многих случаях является критической, ведь банки и МФО практически всегда подробно прописывают характер выплат, их сроки, процентные ставки и систему начисления пени в случае просрочки. Незнание этой информации не освобождает заемщика от необходимости платить в соответствии с договором. Поэтому отнестись к ознакомлению с договором следует серьезно;
знакомиться с условиями возвращения долга в МФО — фактически условия пользования на сайтах не являются договором, но в них всегда сконцентрированы основные выписки из соглашения пользователя, которое клиент подписывает, соглашаясь сотрудничать с микрокредитной организацией. Ознакомление с этой информацией также может уберечь от проблем в будущем и правильно организовать выплаты;
серьезно относиться к сумме кредита, на которую потребитель претендует, — часто недобросовестные и просто беспечные заемщики полагают, что, получив кредит в банке или МФО, они смогут впоследствии обратиться в Роспотребнадзор и добиться отсрочки платежей или реструктуризации долга. На практике обычно бывает иначе. Если, согласно закону, права потребителя соблюдены, и в работе МФО или банка не обнаружено мошеннических действий, клиента обяжут выплатить долг в соответствии с условиями договора, в полном размере, включая пеню. Таким образом, заемщики сами вгоняют себя в еще большие долги, начиная заведомо проигрышный судебный процесс с банком. Следует правильно рассчитать свои финансовые возможности и подавать заявку на кредит только в том случае, если уверены, что в итоге сможете его погасить.
Одной из причин повышения количества жалоб на банки также является ужесточение условий выдачи и выплаты кредитов. Поэтому потребители часто подают заявки в МФО для того, чтобы полученными средствами погашать свой долг в ба
нке. Но этот способ приводит только к тому, что количество долгов растет.
В тех случаях, когда у клиента действительно есть объективные причины просить о реструктуризации долга (по изменившимся семейным обстоятельствам, при потере работы и т.д.), можно и нужно обращаться в Роспотребнадзор. Но в других ситуациях ответственное отношение к кредитованию может помочь избежать нарушения сроков выплат и погасить долг в установленные договором сроки.