Какими правами и обязанностями наделены коллекторские компании?
28 февраля 2017После многолетних споров и тяжб в отношении коллекторов был принят закон по защите прав заемщиков с просроченной задолженностью, регулирующий деятельность коллекторских агентств.
Летом 2016 года был принят и одобрен долгожданный российскими заемщиками закон о коллекторских организациях, полное название которого звучит как закон «О защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Благодаря этому у должников и государственных органов появилось гораздо больше возможностей повлиять на коллекторов на законодательном уровне. Мы решили рассмотреть, какими правами и обязанностями наделены коллекторы в соответствии с новым законом.
Кто может заниматься коллекторской деятельностью?
Далеко не все организации могут взаимодействовать с должником. Такими правами наделен сам кредитор, то есть банк, и лицо, действующее от имени кредитора, то есть организация, которая специализируется на возврате просроченной задолженности или, другими словами, коллекторское агентство.
Взысканием долгов имеют право заниматься организации, для которых этот вид деятельности основной. При этом сумма их чистых активов должна быть не меньше 10 миллионов рублей. Кроме этого, предусматривается обязательное страхование ответственности на случай причинения убытков на сумму не меньше 10 миллионов рублей. У коллекторских агентств также должен быть официальный сайт со всей необходимой должнику информацией.
Все коллекторские агентства с 2017 года обязательно должны состоять в государственном реестре. Однако на текущий момент всего 10 организаций на начало года было включено в этот реестр, но в скором времени, как ожидается, все коллекторские компании смогут попасть в этот перечень.
В законе четко сказано, что сотрудник коллекторского агентства имеет право осуществлять свою деятельность лишь в том случае, если у него нет судимости либо судимость снята.
Как коллекторы обязаны работать с должниками?
В законах четко регламентируется, как должно проходить общение коллектора с должником. Итак, сотрудник такой фирмы не имеет права:
- осуществлять звонки ночью, а именно с 22-00 до 8-00 в рабочие дни, и с 20-00 до 9-00 в выходные и праздничные дни;
- общаться с должником по телефону чаще одного раза в сутки, а также более двух раз в неделю и восьми раз в месяц;
- встречаться с должником чаще одного раза в неделю.
Основная обязанность коллекторов – лишь информировать человека о долге и о том, чем это грозит в дальнейшем. Сотрудники таких организаций не имеют права применять к должнику физическую силу, портить, описывать или конфисковать его имущество, оказывать психологическое давление. Запрещено, общаясь с должником, использовать ненормативную лексику, оскорбления и угрозы.
Работники коллекторских фирм не имеют права скрывать такую информацию, как адрес электронной почты организации, номер телефона, с которого они осуществляют звонки или присылают сообщения.
С недавних пор коллекторов обязали записывать телефонные разговоры и переговоры во время личных встреч. Все записи должны храниться на серверах агентства. Это относится и к электронной переписке, смс-сообщениям и даже сообщениям в социальных сетях.
Коллекторам запрещается разглашать информацию о задолженности родственникам, знакомым, друзьям, коллегам по работе и начальству. Кроме этого, существуют ограничения в отношении определенных категорий граждан. Так, коллекторы не имеют права контактировать с лицами, не достигшими 18-летнего возраста, инвалидами 1 группы, а также людьми, которые проходят лечение. В противном случае агентству придется выплачивать компенсацию за моральный ущерб.
Законом предусмотрено право коллекторов попросить о более частых встречах или других способах взаимодействия на должника. Однако последний должен разрешить это. Национальная ассоциация коллекторских агентств уже подготовила документ, который регламентирует такую процедуру. Чтобы коллектор получил право встречаться с должником и совершать телефонные звонки чаще, чем это предусмотрено в новом законе, сам должник должен подписать дополнительное соглашение.
Права должников
Должники имеют право ограничить любое общение с коллекторами, но это будет возможным лишь по истечению 4-х месяцев просрочки. Необходимо оформить официальный отказ от общения, то есть составить заявление, заверить его у нотариуса и отправить его письмом в коллекторское агентство. После получения такого письма коллектор лишится права взаимодействовать с должником, ему останется лишь передать дело в суд. Если коллекторское агентство не выполнит требование должника, оно обязано будет выплатить штраф в размере от 500 тысяч до 2 миллионов рублей.
Должники имеют право направлять письма с вопросами коллекторам, а в том случае, если последние будут уклоняться от ответов, предусмотрено наказание. Сотрудника коллекторского агентства ждет дисквалификация, а саму организацию – штраф в размере до 200 тысяч рублей. Впрочем, штрафы и дисквалификация предусмотрены лишь в том случае, если должник не получит ответ на вопросы, связанные с задолженностью, ее структурой, способах взыскания и т.п.
Как поступить, если коллекторское агентство нарушает права должника?
Если коллекторское агентство превышает свои полномочия и нарушает права должников, с которыми сотрудничает, последние могут подать жалобу в Федеральную службу судебных приставов. С начала 2017 года там функционирует специальный отдел для контроля над деятельностью коллекторских организаций.