Как бороться с коллекторами?
15 марта 2017Если есть непогашенный просроченный кредит, то есть и риск, что заемщика будут досаждать коллекторы. Узнаем, какими полномочиями они наделены, а какие права есть у самого заемщика.
Главная задача коллекторских фирм — взыскание долга с должника, который оформил в банке кредит и не смог выплатить его в срок. Многие заемщики боятся таких организаций, поскольку не знают о своих правах. На самом деле коллекторы не могут заставить выплатить долг или изъять имущество, их задача — информирование должника.
Работу коллекторских агентств на сегодняшний день регулирует Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Он был принят относительно недавно — 3 июля 2016 года.
На каком основании коллекторы занимаются сбором долгов?
Чаще всего заемщик узнает о том, что право взыскать долг передано коллекторской организации, только после того, как сотрудники фирмы начнут присылать письма и осуществлять телефонные звонки. Но не стоит торопиться — сперва нужно убедиться, что дело действительно было передано коллекторам. Для этого нужно обратиться в банк и получить там документ, подтверждающий привлечение коллекторов. Чаще всего таким документом выступает уведомление либо дополнительное соглашение.
Сегодня коллекторские фирмы работают по двум схемам.
1.Оказание посреднических услуг
В случае, когда коллекторская организация выступает посредником, она связывается с должником и напоминает ему о необходимости оплатить долг перед банком. В случае успешного погашения задолженности за посреднические услуги коллекторы берут от 10% до 50% от суммы возвращенных средств.
2.Выкуп долга
Вторая схема работы предполагает выкуп долга у банка, то есть коллекторская фирма становится кредитором. В этом случае организация заинтересована как можно быстрее потребовать у должника оплаты задолженности по кредиту.
Методы работы коллекторов с должниками
Вначале коллекторские фирмы осуществляют телефонные звонки, присылают письма, СМС-сообщения, в которых просят погасить задолженность. На первом этапе коллекторы пытаются донести, что в интересах должника выплатить кредит. Сотрудники, скорее всего, будут объяснять, что пока не будет погашена задолженность, человек не сможет выехать заграницу, оформить новый кредит и устроиться на работу.
На втором этапе коллекторы могут приехать к должнику домой либо на работу и передать официальный документ с требованием погасить задолженность, в котором будет содержаться информация о сумме долга и сроках его выплаты. Обычно при личной встрече коллекторы предупреждают, что игнорирование их требований может привести к передаче дела в суд и конфискации имущества. Специалисты обязаны заранее оговаривать время и место встречи.
Если нет возможности в короткие сроки выплатить долг по кредиту, лучше сообщить об этом коллекторам, — иногда специалисты помогают найти выход из сложившейся ситуации и продлевают сроки выплат. Они могут потребовать написать расписку с указанием срока погашения долга, но должнику важно понимать, что невыполнение обещаний может привести к передаче дела в суд.
Какие действия коллекторов считаются незаконными?
Нередко коллекторы совершают противоправные действия в отношении должников. Среди них следующие:
- проникновение в квартиру либо дом, принадлежащий должнику, без приглашения;
- описывание и конфискация имущества;
- общение в грубой неуважительной форме, запугивание, оскорбления, использование ненормативной лексики и моральный прессинг;
- любые контакты с родственниками, знакомыми, соседями, коллегами, начальством (если они не выступают поручителями);
- любые контакты в будние дни с 22-00 до 08-00 и в выходные, а также праздничные дни — с 20-00 до 09-00.
- неразглашение специалистом информации о точном названии коллекторского агентства, его адресе, телефонах и т.д.
В то же время коллекторские организации имеют право собирать информацию о должнике: адрес постоянного местожительства, изменение номера мобильного телефона и электронного адреса, время ответов на телефонные звонки.
Какие действия должен предпринимать должник?
В ситуациях, когда взыскание долга было передано коллекторам, самое главное — не поддаваться панике. Как уже было отмечено, коллекторские фирмы не имеют право конфисковать имущество, проникать в дом и осуществлять моральный прессинг. Эти организации просто доносят информацию о том, что следует заплатить долг, чтобы дело не было передано в суд.
1.Если поступит телефонный звонок от коллектора, первым делом следует узнать как можно больше информации об агентстве. Не забудьте уточнить юридический адрес, название и имя специалиста, который общается в данный момент по телефону.
2.Далее нужно узнать, выкупила ли коллекторская фирма долг у банка, либо она оказывает посреднические услуги. Это можно уточнить у коллектора, а затем перепроверить в банке, получив уведомление либо дополнительное соглашение.
3.Если коллекторы приехали домой, то вы не обязаны впускать их в дом, общение можно проводить на нейтральной территории. А в случае, когда сотрудник коллекторской фирмы попытается проникнуть в жилище, резко стучит в дверь, дергает дверную ручку, следует немедленно вызывать полицию.
4.Если коллекторская организация выступает посредником, ни в коем случае не передавайте никакие денежные средства. Все оплаты необходимо проводить только через банк.
5.Если коллекторы нарушили каким-то образом права, можно обратиться в прокуратуру и подать заявление о нарушении своих прав.
6.Еще один способ борьбы с коллекторами, нарушившими права должника, — подача заявки на сайт Центрального банка Российской Федерации, в котором предусмотрен для этого раздел «Интернет-приемная». В заявке важно описать сложившуюся ситуацию и указать, как и когда коллекторы нарушили ваши права. После подачи жалобы нужно сообщить о ней в банк, который выдавал кредит. Скорее всего, банк свяжется с коллекторами, и они изменят свою тактику.