Платежное поручение: основы и нюансы!

MoneyMan App

Ускорь получение займа
с помощью приложения.

Скачать
Получить бесплатно

Moneyman в соцсетях

Займы онлайн

Приложение MoneyMan для андроида и iOS

Платежное поручение

Компании и ИП часто используют в своей деятельности особый тип документа — платежное поручение, или, проще говоря, платежку. Рассказываем, что такое платежное поручение, простыми словами.

Платежное поручение

Платежное поручение: что это такое

Платежное поручение (ПП) — банковский расчетный документ, с помощью которого владелец счета дает банку распоряжение перевести деньги получателю. Это может понадобиться для:

  • оплаты выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров;
  • предварительной оплаты за заказанные товары, оказанные услуги, сделанные работы — авансовый платеж;
  • осуществления периодических платежей различного назначения;
  • перечисления денег в бюджеты различных уровней либо во внебюджетные фонды;
  • перечисления зарплаты;
  • перевода денег в соответствии с договорами кредитования или депозита;
  • перечисления средств в любых иных целях, которые допускаются российским законодательством.

Платежное поручение в большинстве случаев создается клиентом на бланке формы 0401060. Но с 1.01.2013 года разрешено создавать собственные стандарты платежек, главное, чтобы в них присутствовали поля, предусмотренные нормативными документами.

Виды ПП

Существует несколько разновидностей платежных поручений.

По дате совершения платежа:

  • срочные — их оформляют, когда возникла необходимость перевести средства в определенный срок;
  • досрочные — фактически это аванс, при котором платеж отправляется до того, как контрагент выполнит свои обязательства;
  • отсроченные — используются при расчете по долгам.

По частоте платежей различают одноразовые и регулярные документы. Платежка может быть одноразовой, например, если надо разово оплатить покупку товаров или отправить средства в налоговую инспекцию. Но можно предусмотреть периодическое списание средств со счета в соответствии с определенным графиком. В такой ситуации рекомендуется использование регулярных платежек.

Также документы по способу оформления можно разделить на бумажные и электронные. О разнице между ними расскажем в следующем разделе.

Бумажные и электронные платежные поручения: чем они различаются

Платежные поручения, которые представляют в электронном формате или на бумаге, с юридической точки зрения равносильны. Бумажная платежка — традиционное решение, созданное, когда еще не было современных компьютерных технологий. Ее надо заполнить от руки, подписать, заверить печатью и отвезти в банк, что занимает немало времени.

В электронной платежке часть полей заполняется автоматически, она мгновенно передается в банк через компьютерные сети. Это позволяет экономить время. Также некоторые ключевые параметры могут проверяться автоматически, чтобы исключить ошибки, возникающие из-за невнимательности.

Срок исполнения

Банк должен исполнить платежное поручение не позже операционного дня, который наступает за тем, когда была получена платежка. Если он не выполнит это обязательство, то должен будет выплатить клиенту проценты за каждый день задержки. На практике в большинстве случаев переводы выполняются почти моментально. Главное, чтобы у плательщика на счете была достаточная сумма.

Срок действия

Платежный документ действует в течение 10 календарных дней. Отсчет времени начинается со дня, который следует за днем его оформления.

Предположим, поручение на бумажном бланке составили 2.07.2024 года. Документ будет действовать до 12.07.2024 года, а если предъявить его после этой даты, банк не примет его к исполнению.

Что значат поля в ПП

Есть положение ЦБ, в котором подробно расписано, какие поля обязательно должны присутствовать в платежке, как их следует заполнять. Ошибки в документе могут стать причиной того, что банк откажется принять его к исполнению. Также из-за ошибок средства могут быть переведены не тому покупателю либо поставщику услуг. Поэтому к заполнению каждого поля надо относиться внимательно, ответственно.

Поле 3 — номер документа, состоящий не более чем из шести цифр. Каждый год нумерация начинается заново.

Поле 4 — дата составления ПП.

Поле 5 используется только при составлении электронных ПП, в нем указывают «Электронно».

Поля 6 и 7 — сумма платежа. «Сумма прописью» заполняется исключительно в бумажных документах.

Поле 101 — код, обозначающий юридический статус плательщика, он состоит из двух знаков.

Поля 8-12, 60 и 102 предназначены для реквизитов плательщика:

  • 8 — наименование компании либо ФИО индивидуального предпринимателя с добавлением его статуса, ИП;
  • 9 — номер счета плательщика;
  • 10 — название банка плательщика, заполняется при составлении бумажной платежки;
  • 11 — БИК (банковский идентификационный код) банка плательщика;
  • 12 — корреспондентский номер счета банка плательщика
  • 60 — ИНН;
  • 102 — КПП, поле предназначено для заполнения только организациями.

Поля 16, 61 и 103 — реквизиты получателя:

  • 16 — наименование получателя, текст не может быть длиннее 160 символов;
  • 61 — ИНН;
  • 103 — КПП.

Поля 13-15, 17 — реквизиты УФК, управления федерального казначейства:

  • 13 — наименование банка получателя, при осуществлении налогового платежа через знак // добавляют номер счета казначейства;
  • 14 — БИК банка получателя;
  • 15 — номер счета получателя средств;
  • 17 — номер казначейского счета.

Поле 22 — УИП, индивидуальный идентификатор платежа, который состоит из 20 или 25 цифр.

Поле 104 — КБК, код бюджетной классификации из 20 знаков.

Поле 105 — ОКТМО, код территории из общероссийского классификатора, либо 0, если платеж является составной частью ЕНП.

Поля 106, 108, 109 — основание платежа, номер и дата.

Поле 107 — налоговый период, разрешается не заполнять его, если платеж не относится к категории налоговых.

Поле 24 — назначение платежа, длина текста должна быть не более 210 знаков.

Поля 19, 20 — срок и назначение платежа, их указывают только в случаях, которые прямо предписаны Центробанком.

Поле 23 — резервное, его заполняют, если это прямо указано нормативным актом Центробанка.

Поле 110 — тип платежа.

Поля 43, 44 — в первом из них ставят печать, второе предназначено для подписи. Их надо заполнять только в бумажных ПП. Цифровая платежка заверяется электронной подписью плательщика.

Подведем итоги

Платежное поручение — документ, с помощью которого плательщик поручает перевести средства покупателю, исполнителю, поставщику, другим контрагентам, а также в бюджет, внебюджетные фонды или в иных целях.

Возможно использование бумажных или электронных платежек.

Нужно внимательно относиться к заполнению полей — у каждого из них есть свое назначение. В случае ошибки деньги могут уйти к другому получателю. Средства можно вернуть, для этого надо обратиться в банк или к тому, кому они ушли. Также средства могут вернуться плательщику автоматически, но у такого поворота событий тоже могут быть негативные последствия, например нарушение обязательств по налогам или расчетам с сотрудниками.

Первый заём — бесплатно*
на срок до 21 дня
на сумму до 15 000 ₽

Получить бесплатно

Мои права были нарушены

В нашей компании работает виртуальная приемная по правам заёмщика. Омбудсмен лично рассмотрит вашу жалобу в течение трёх рабочих дней и проконтролирует соблюдение ваших прав.

Столкнулись с мошенничеством?

Не переживайте и не паникуйте!

Заполните ваши данные, и мы рассмотрим ваше обращение как можно скорее, обычно не более 2-3 рабочих дней, максимум - в течение пяти дней.

В случае, если проверка покажет, что заем оформлен не вами, у вас не будет никаких обязательств перед нами, а кредитная история будет скорректирована.

Сообщить о мошенничестве

Не переживайте и не паникуйте!

Воспользуйтесь простой инструкцией и мы проведем проверку в течение 2-3 рабочих дней (максимум пяти).

В случае, если проверка покажет, что заем оформлен не вами, у вас не будет никаких обязательств перед нами, а кредитная история будет удалена.

  • Пожалуйста, предоставьте данные для проверки
  • Наша служба безопасности оперативно проведет внутреннее расследование с учетом всей предоставленной информации. Во время проверки мы не будем беспокоить вас звонками о просрочке
  • Ответ будет предоставлен на указанную вами электронную почту, а также по телефону (при наличии). Мы очень заинтересованы и приложим все усилия, чтобы решить проблему максимально быстро
ФИО*
Ваши данные*
  • Паспортные данные
  • Дата рождения
  • Телефон
  • Номер займа
E-mail*
Сообщение*
Максимум 4 файла размером до 5 мб
Пожаловаться Омбудсмену

В нашей компании работает виртуальная приемная по правам заёмщика. Омбудсмен лично рассмотрит вашу жалобу в течение трёх рабочих дней и проконтролирует соблюдение Ваших прав. В нашей компании работает виртуальная приемная по правам заёмщика. Омбудсмен лично рассмотрит вашу жалобу и проконтролирует соблюдение ваших прав. Мы обещаем, что ваш запрос попадет на контроль к руководству компании и будет решен с соблюдением всех прав заемщика, отраженных в федеральных законах и стандартах, а также внутренних нормативах нашей компании.

  • Пожалуйста, заполните форму
  • Омбудсмен рассмотрит вашу жалобу совместно с юридическим отделом и отделом поддержки клиентов
  • На вашу электронную почту будет предоставлен ответ в течение трёх рабочих дней
ФИО*
E-mail*
Номер договора займа (при наличии)
Сообщение*
Максимум 4 файла размером до 5 мб