Совет Федерации представил законопроект, в рамках которого предлагается введение в РФ института частных судебных исполнителей. Они получат права на взыскание исполнительной документации в отношении российских граждан. Авторы проекта заявляют, что это позволит должникам заключать соглашения о порядке исполнения взыскания, что будет устраивать все стороны. Эксперты же сомневаются в правильности такого решения и считают, что оно сопряжено со значительными рисками.
Документ, представленный 16 марта, разработала группа на базе Российского университета дружбы народов. В конце 2019 года Торгово-промышленной палатой выдвигался еще один законопроект о частных судебных приставах, но тогда предлагалась передача права взыскивания долгов только по спорам юридических лиц.
Авторы указывают, что действующая система органов принудительного исполнения не слишком эффективна. В 2018 году было 87,5 млн исполнительных документов, а фактическое исполнение коснулось только 34,5 %.
Решения суда только в 25 % случаев оканчиваются реальным исполнением. Считается, что реализация обозначенного законопроекта поможет уменьшить нагрузку на судебных приставов до 25 %.
Взыскатели смогут обращаться к негосударственному судебному приставу за исполнением судебных актов гражданско-правового характера (сюда входят кредитные долги, а также задолженности за услуги ЖКХ). За свою работу пристав будет получать 2–5 % от взыскиваемой суммы, а также вознаграждение от взыскателя.
Частных приставов включат в реестр Минюста.
Эксперты опасаются существенных рисков, связанных с данным нововведением. Они не уверены в эффективности описанной системы. При принятии законопроекта может возрасти уровень нагрузки на должника, которому за принудительное взыскание придется платить намного больше, чем сейчас.
Вопросы имеются и к страхованию ответственности, к тому, как будут поступать с частными приставами, нарушившими закон.
Е. Лазарева, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», считает, что российское общество совершенно не готово к такому вмешательству во взаимоотношения между финансовыми организациями и потребителями их услуг.