Гарантии и защита от мошенничества
Гарантии и защита от финансового мошенничества Moneyman
Финансовое мошенничество в современных реалиях занимает особое место и стремительно набирает обороты. Уголовный кодекс нашей страны трактует этот вид незаконных махинаций как «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием».
За счет активной цифровизации основных повседневных процессов мы регулярно сталкиваемся с различного рода потенциально опасными махинациями. Как следствие — нуждаемся в защите от финансового мошенничества. Именно поэтому регуляторами, МКК и МФО активно внедряются и обновляются «умные» сервисы защиты клиентов, чья продуктивность растет с каждым днем.
Способы защиты личных данных пользователей сервиса (антифрод-система)
Одним из вариантов противодействия мошенничеству и гарантией защиты для финансовых компаний и банков является антифрод-система. Ее действия направлены на выявление и идентификацию, а также предотвращение противоправных действий (атак), путем задействования целого ряда алгоритмов и методик.
Целесообразность использования антифрод-систем в качестве гарантий безопасности не поддается сомнению. С ее помощью МФО, МКК и кредитные организации получают эффективный онлайн-инструмент для защиты пользователей и проводимых ими финансовых операций от незаконных действий мошенников, тем самым значительно снижая ущерб от нелегитимных транзакций.
Микрофинансовый сектор не является исключением, поэтому МФО активно используют комплекс мер для защиты, безопасности и противодействию обмана. Антифрод-система способна дать оценку проводимым онлайн-транзакциям, присвоить операции степень вероятности того, что она совершается мошенником, оценивая ее с применением различных критериев. Специальные встроенные фильтры помогают идентифицировать и распознавать нестандартное поведение клиента, давать оценку возможным рискам. Далее на основании полученных данных могут быть приняты меры для разрешения на проведение операций или блокировку в целях безопасности. Искусственный интеллект работает над защитой интересов заемщиков совместно с фрод-аналитиками, в спорных ситуациях окончательное решение будет за сотрудниками компании.
Мы не можем раскрывать методологию выявления противоправных схем и используемых технологий защиты, так как это конфиденциальная информация, охраняемая соглашением о неразглашении. Мы используем максимально эффективные методы анализа информации о заёмщиках и собственную антифрод-систему, благодаря чему верифицируем персональные данные и кредитную историю в каждой поступающей заявке.
Виды финансовых махинаций
Список противоправных действий, совершаемых злоумышленниками в сфере финансов и микрофинансов, сегодня довольно большой.
В целом, можно выделить следующие варианты обмана, используемые кибермошенниками:
- фишинг;
- воровство при онлайн-шопинге;
- лже-звонки и SMS-сообщения из банка;
- скимминг.
Первая разновидность представляет собой незаконную схему, при которой злоумышленники осуществляют рассылку вредоносных ссылок, которые открывают доступ к персональным данным человека (информация об используемом устройстве, логин и пароль от приложений микрофинансовой компании или банка, реквизиты платежных карт и т. д.).
Приобретение или реализация продукции в интернете также не застрахованы от действий преступников. Покупатель, например, может получить поддельную ссылку для оплаты, после отправки средств продавец попросту исчезает.
Держатели банковских карт, а также граждане, оформившие микрокредиты, могут получать сообщение от злоумышленников о том, что их личный кабинет был взломан/заблокирован. Преступники обманным путем получают данные карт/счетов для урегулирования ситуации, имея доступ к средствам пострадавшей стороны, после чего могут вывести денежные средства или использовать их для мошеннических операций.
Скимминг — незаконные махинации с устройствами самообслуживания. На банкомат или терминал устанавливается специальное считывающее устройство, позволяющее скопировать данные с магнитной полосы платежного средства.
Микрокредиты, оформляемые онлайн, также находятся в особой зоне риска за счет использования полностью дистанционных каналов для подачи заявок на займ, заключения кредитного договора и перевода средств заемщику.
Советы и рекомендации по необходимым мерам безопасности при проведении платежей с использованием банковской карты:
- Берегите свои пластиковые карты так же, как бережете наличные деньги. Не забывайте их в машине, ресторане, магазине и т.д.
Если так случилось, что вы потеряли карту, а потом нашли ее (скажем, вернулись в магазин и обнаружили карту на витрине) обязательно блокируйте карту и выпускайте новую (возможно, кто-то успел сделать фото вашей карты). - Не передавайте карту любым третьим лицам.
- При физической оплате картой не разрешайте продавцу / официанту / курьеру и т.д. уносить Вашу карту из зоны Вашей видимости "потому что терминал для оплаты не рядом".
- Никогда не называйте реквизиты своей банковской карты, а также коды / пароли, полученные в смс / push уведомлениях любому третьему лицу – частному или представителю организации (такую информацию может запросить только мошенник).
- Обязательно оформите смс- или push-информирование о платежах, чтобы всегда оперативно отслеживать операции по Вашей банковской карте.
- Всегда имейте под рукой (сохраните в телефоне) номер телефона банка, выпустившего Вашу карту, для экстренной связи. В случае сомнительных действий со стороны третьих лиц, утраты карты, получения смс о блокировке / списании / попытках проведения операции по карте без Вашего согласия немедленно свяжитесь с банком.
- Вводите реквизиты карты только при совершении покупки. Никогда не указывайте их по каким-то другим причинам.
- Совершайте покупки с помощью карты в знакомых и проверенных интернет-магазинах, не отказывайтесь от чеков. Помните: сайт продавца должен иметь SSL-шифрование, которое не позволит мошенникам перехватить данные вашей карты при оплате товара. На наличие SSL-шифрования указывает закрытый замочек в адресной строке на интернет-странице продавца.
Если продавец при покупке требует логин, пароль от интернет-банка, совершать покупку у такого продавца не стоит.
В случае малейших сомнений при покупке в интернет-магазине обращайтесь к продавцу по реквизитам, указанным на официальном сайте.
Финансовые омбудсмены
При использовании любых финансовых продуктов (заем, кредит, дебетовая карта и т. д.) никто не застрахован от возникновения спорных ситуаций. Не так давно подобные вопросы могли быть рассмотрены только в судебном порядке, что существенно затягивало и осложняло поиск путей урегулирования споров.
С 2019 года граждане РФ получили возможность обращаться к финансовому уполномоченному — омбудсмену. В его компетенцию входит досудебное решение возникших вопросов между финансовыми организациями и потребителями финуслуг.
Деятельность финансового омбудсмена регламентируется 123-ФЗ. Вопросы,
с которым можно обращаться к последнему, должны касаться исключительно имущества или денежных средств.
По итогам рассмотрения дела уполномоченный вправе принять решение, которое подлежит обязательному исполнению финансовой организацией (в случае удовлетворения требований потребителя).
Алгоритм взаимодействия заемщиков с МФО также включает в себя обращение к финансовому уполномоченному (с 1 января 2020 года). Согласно новому порядку, до подачи иска в микрофинансовую компанию потребитель должен обратиться к омбудсмену. Принятие и рассмотрение заявлений осуществляется бесплатно.
Решение споров на локальном уровне поможет заемщикам использовать эффективный вспомогательный инструмент урегулирования спорных ситуаций с кредитором. В нашей компании функционирует виртуальная приемная по правам заемщиков. Омбудсмен лично рассмотрит ваше обращение и проконтролирует соблюдение ваших прав.